Вы здесь: Публикации в СМИ / Подмосковный Версаль или История моего сада


Подмосковный Версаль или История моего сада

-2016-172502

Именно так называют этот сад те, кто побывал в нем хоть раз. Ощущение, что вы попали в Европу, не покидает на протяжении всей экскурсии. Даже профессионалы ландшафтного дела удивляются глядя на это уникальное явление. Для тех кто, верит в достижение любой цели – это еще одно подтверждение их правоты, а для скептиков – повод изменить свое мировоззрение. Мы тоже не смогли оставить его без внимания и предоставили возможность создателю, победителю конкурса «Русский сад – 2009» Николаю Дементьеву самому рассказать о своем творении, расположенном в Ивановской области. Журнал «ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН» №3 2010 Г.

Стиль превыше всего.

Все началось в ту далёкую, тёплую осень 1996 г. После завершения строительства дома у меня оставался ещё довольно-таки крупный кусок земли, не менее шестидесяти соток, и с ним надо было что-то делать. Я долго ломал голову по благоустройству окружающей дом территории, но ничего не мог придумать, ибо все познания мои в области садово-паркового искусства были  на уровне огородных грядок.  Пытаясь хоть как-то решить сложившуюся для меня проблему, я посетил  все парки областного центра, взирая на них то с одной, то с другой стороны. Но толи их создатели имели познания чуть больше моих, толи время было не удачно для созерцаний, решения не приходили. Вконец расстроенный я решил: весна осени мудренее, за зиму, что ни-то придумаю. В крайнем случае, насажаю фруктовых деревьев. И не знаю, как бы судьба сложилась дальше, не попади мне в декабре месяце в руки журнал ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН № 0.

Наверно,  на все на это можно сейчас глядеть с улыбкой, но тогда в 1996 г, данная публикация произвела на меня решающее впечатление. Вот что мне надо, как-то сразу, решил я, ещё не понимая, что выбрал самое трудное направление в дизайне, самое затратное как с  материальной, так и с физической точки зрения. Но как это все воплотить в жизнь – вот вопрос. Не о каких тогда предприятиях под модной вывеской ландшафтный дизайн думать не приходилось, во всяком  случае,  здесь, в провинции. И пришлось, как в старые добрые времена -  набрать литературы, сесть за стол и пройти домашние университеты. Помогли творческий интерес и умение самостоятельно работать с материалом.

  И так, зимой сел за литературу - весной провел первые посадки.  Понятно, за одну весну освоить такую территорию мне было не возможно.  Да такой цели и не ставилось. Была выполнена главная задача – разбивка участка на так называемые карты,  (площадки, зоны) путем прокладки пешеходных дорожек. Учитывая, что стиль был выбран регулярный, фактор  этот был решающим. Дальнейшее, как говорится, дело техники. Есть выделенные площади, рисуй на них, что вкус и фантазия подскажет, согласовывая с общей концепцией сада   и архитектурой дома. Сейчас на участке насчитывается боле двух тысяч многолетних растений. Большая часть из них была посажена мной и супругой собственноручно.   Модное слово эклектика пробралось и в мой сад. Захотелось попробовать и то и другое. По этому, не смотря на то,  что, в общем, стиль выдержан регулярный французский, местами можно увидеть уголки  то  английского пейзажного, то японского  сада.

                                                                                                                                                                                                Проверено опытом

  Мне часто задают одни и те же вопросы: несколько лет занимаюсь садоводством, сажаю и так и эдак, и все не нравится. Как правильно посадить, с чего начать?  Ну, если не нравится это уже хорошо. Значит, есть стремление к совершенству. Вообще же всё начинается со стиля. Я предпочитаю регулярный.  Да, это сплошная искусственность. Так в природе не бывает. Но в этом есть и своя прелесть. Человек как бы хочет показать, а на что он способен. Регулярный сад хорош в любое время года, даже тогда когда его не поддерживают цветники. Но он предъявляет и больше требований  к своим  владельцам. Потом давайте не будем забывать, что вся Европа использует те растения, с которыми у нас практически работать не возможно. Ни тис, ни самшит  в регионах севернее Москвы зимовки не выдерживают,  да и цены на них очень высоки.  А,  учитывая, что для формирования  боскет и другой архитектуры, их необходимо сажать с интервалом не более 30 см, применение их становится  в нашей стране все таки  накладным.

Что же делать? Для формирования живых стенок от растения требуются три основных вещи; растение должно выдерживать наши суровые зимы, хорошо давать боковой прирост, безболезненно переносить регулярную стрижку. И барбарис Тунберга обыкновенный и бирючина обыкновенная вполне соответствуют этим требованиям. И то и другое я применяю у себя в течение 12 лет. С бирючиной мне работать даже нравиться лучше.  При условии посадки трехлетнего растения отличное формирование живой бордюрной стенки можно достичь за  два года.  При работе с барбарисом уйдёт более пяти лет. И все равно  самые низкие места у барбариса могут быть  частично оголенными.  Но, чудес не бывает. Прирост барбариса и той же бирючины намного быстрее прироста самшита. Поэтому, если вы хотите видеть изделие всегда в идеальном состоянии стричь придётся,  чуть ли не каждую декаду.  Да и тую, с топиарной точки зрения, нельзя сравнивать с тисом

Но  регулярный стиль это всё-таки стиль высокого порядка и симметрии, его не в каждый участок впишешь.  Большинству  же подойдёт стиль  пейзажный или кантри. В любом случае, какой бы стиль не был избран, вы должны знать одно – сад продолжение вашего дома. И пока он не разделён на зоны, (комнаты), где каждая соответствует собственному назначению, вы так и будите пересаживать растения  с одного места на другое, ища варианты. Не зависимо от того, большой сад или маленький  - разделяйте его  дорожками   или живыми  изгородями.  Лучше, когда оба эти приёма работают одновременно. Тогда вам будет ясно, здесь парадная часть, здесь можно позагорать и посидеть с друзьями, здесь огородик: и растения будут подбираться согласно назначению.

Очень эффектно смотрятся композиции, составленные из хвойных растений, различающихся по фактуре, форме и цвету.  Только надо иметь в виду: растения растут и  если при посадке не учитывать эту особенность  то, что вас радует сегодня, не будет выглядеть таким же прекрасным и завтра.  Мне доводилось бывать в таких садах. Ситуация одинакова – сплошные заросли.  Самое страшное, что там исправить, как правило, ничего нельзя. Приходится делать полную пересадку. Стрижка тоже мера временная. Не возможно постоянно сдерживать растения на уровне трехлетнего возраста, если во взрослом состоянии его высота около 4 м и более.  Тоже самое  происходит с модными альпийскими горками. Они хороши только в год посадки.  Придите в любой сад через пять лет, и вы увидите там те же заросли, если они не имеют настоящего садовника,   Но ведь есть правило закладки сада,  Сажать растения нужно с учетом кроны взрослого растения.  Да сначала это не смотрится. Сажаем так называемых статистов, заполняя излишнюю пустоту, а по мере разрастания основного скелета их удаляем. Другого пути нет.  Сад  должен расти, проходя все этапы как любое живое существо -  детство, юность, зрелость. Садовник же должен его холить и закаливать. На это должны уйти годы. Конечно, при современном уровне техники можно взять крупномеры и заложить сад сразу.  Но во что это встанет финансово, и  каков будет результат приживаемости, это тоже вопрос. 

Кстати, кроме дизайнерских навыков, занятие садом заставило меня приобрести еще две профессии - освоить топиарное искусство, которым я занимаюсь до сих пор  и постичь законы фотографии.   Древняя мудрость гласит: «Дорогу осилит идущий».  Дерзайте,  друзья,  и у вас получится!

 Н. Дементьев.

Журнал: "ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН" №3 г. 2010.


14.12.2012